База данных применения химических эффектов
основана на ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

На главную страницу | О проекте | Контакты

Вы находитесь здесь: dace.ru / Новости химии / Нанопокрытие для реставрации живописи

Архивы новостей:
2008 год: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь
2009 год: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь
2010 год: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь
2011 год: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь
2012 год: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь
2013 год: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь
2014 год: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь
2015 год: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь
2016 год: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь
2017 год: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь
2018 год: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

Нанопокрытие для реставрации живописи

Исследователи из Италии разработали новые неорганические наночастицы, которые могут одновременно восстанавливать живопись и предохранять ее от дальнейших повреждений.

По их словам, этот метод может применяться для безопасной обработки многих предметов культурного наследия, в отличие от полимерных покрытий, использующихся в настоящее время.

Сохранение и реставрация живописи весьма важна, так как, например, фрески позволяют заглянуть нам назад, в историю. Обычный метод, который в настоящее время применяется реставраторами и музейными работниками заключается в нанесении на картину покрытия из акрилового полимера, однако со временем такое покрытие желтеет, становится заметным, и, в долгосрочной перспективе, повреждает предмет культурного наследия.

Пьеро Баглиони (Piero Baglioni) с коллегами из Университета Флоренции разработал наночастицы гидроксидов щелочноземельных металлов, которые могут быть нанесены на фрески и другие предметы изобразительного искусства, которые не только создают эффективный барьер против дальнейшего повреждения предметов старины, но и помогают их реставрировать.

Баглиони поясняет, что большая часть настенных живописей и скульптур созданы из известняка – осадочной породы, главным образом состоящей из карбоната кальция. Кислые дожди и незначительное количество оксидов серы, содержащихся во влажном воздухе, приводит к переходу карбоната кальция в сульфат и, как следствие, повреждению предмета искусства.

Исследователи разработали наночастицы из гидроксида кальция, которые взаимодействуют с атмосферным диоксидом углерода с образованием карбоната кальция, защищая поврежденную часть скульптуры или фрески. Баглиони отмечает, что в ходе такого процесса происходит прочное сцепление вновь образовавшегося карбоната кальция и карбоната кальция, входящего в состав предмета старины, а избыток карбоната кальция может обратить его разрушение и даже помочь реставраторам в восстановлении.

Новое покрытие очень просто использовать: наночастицы диспергируют в изопропаноле, после чего суспензия наносится кистью или распыляется на поверхность произведения искусства. В том случае, если произведение искусства очень хрупок на его поверхность помещают листок японской бумаги (бумаги с большими порами) и наночастицы поступают к фреске через поры в бумаге.

По словам Баглиони, химики из Флоренции получили наночастицы из гидроксидов кальция, стронция, бария и магния, причем все эти наночастицы могут оказаться полезными для различных целей – например гидроксиды кальция и магния могут использоваться для консервации бумаги, дерева и других целлюлозосодержащих материалов. Баглиони считает, что разработанный им метод можно применять для защиты всех типов поверхностей за исключением металлических.

Францеска Касадио (Francesca Casadio), специалист по консервации предметов старины из Института Искусств Чикаго отмечает, что работа Баглиони – не изобретение колеса – это объединение традиционных и инновационных подходов, возникшее в качестве концепции еще в семидесятые года ХХ века, и воплотившееся благодаря прогрессу в области нанохимии. Она надеется не только на то, что не только этот метод может быть использован для сохранения и восстановления старинных предметов искусства, но и на то, что в будущем будут созданы разработаны новые нанотехнологические подходы, которые могут быть использованы в уходе за предметами культурного наследия.

Источник Chem. Eur. J., 2010, 16, 9374; (DOI: 10.1002/chem.201001443)

Источник: http://www.chemport.ru
11.09.2010 10:03




dace.ru © 2005-2018 гг.