Архив новостей за сентябрь 2009 года.

Самые маленькие соты в мире
Самые маленькие соты в мире Международная группа исследователей получила первый образец полифенилена (polyphenylene), представителя графеноподобных материалов, необычные электронные свойства которого были предсказаны еще более десятилетия назад.
2009-09-30 15:04:47
Как увеличить производительность ферментов
Как увеличить производительность ферментов Международная группа исследователей предлагает способ увеличения производительности ферментов. Метод может найти применение в химической, медицинской и пищевой промышленности.
2009-09-30 15:04:08
Алюминий проявляет необычное координационное число
Алюминий проявляет необычное координационное число Химики из Северо-западной Тихоокеанской Национальной Лаборатории (PNNL) сообщают о том, что пентакоординированные атомы алюминия удерживают атомы платины на поверхности оксида алюминия в каталитической системе Pt/Al2O3.
2009-09-29 15:44:59
МРТ для белковой пробы
МРТ для белковой пробы Исследователи из Японии разработали новый способ определения присутствия ряда белков в клетках и тканях с помощью магнитно-резонансной томографии. Методика основана на использовании нанокластера с привитыми к его поверхности фторированными метками, которые проявляются в МРТ в присутствии определенных белков, но остаются невидимыми в их отсутствие.
2009-09-27 15:31:23
Что не позволено углероду – позволено олову
Что не позволено углероду – позволено олову Исследователи из США обнаружили, что дистаннины вступают в обратимую реакцию с этиленом, приводящую к образованию циклических комплексов. Такие реакции запрещены для производных ацетилена и необратимы для других соединений 14 группы с тройной связью.
2009-09-26 19:21:08
Эксперимент для кота Шредингера
Эксперимент для кота Шредингера Одна из классических задач квантовой механики формулируется с упоминанием кота. Мысленный эксперимент таков: экспериментатор помещает кота в непрозрачный контейнер. В контейнере имеется механизм, содержащий радиоактивное ядро и ёмкость с ядовитым газом. Параметры эксперимента подобраны так, что вероятность распада ядра в течение 1 часа составляет 50 %.
2009-09-26 19:19:37
И еще одно использование алмазов
И еще одно использование алмазов Исследователи из Национального Института Стандартов и Технологий США (NIST) предлагают новый способ применения алмазов. Они считают, что помимо алмазов – друзей хроматографистов и алмазов – друзей лазерщиков алмазы могут стать друзьями пациентов и врачей-диагностов.
2009-09-25 23:44:26
Новый способ секвенирования РНК
Новый способ секвенирования РНК Возможно, что исследователи из США смогли решить главную проблему современной молекулярной биологии: непосредственное секвенирование единичной молекулы РНК. В последнее время появляется многочисленная информация о роли РНК в клетке не только как участника процесса белкового синтеза, но и как регулятора генов или других процессов.
2009-09-25 23:43:48
Нанометодика позволяет упаковать в каплю одну молекулу
Нанометодика позволяет упаковать в каплю одну молекулу Исследователи из Национального Института Стандартов и Технологий США (NIST) модифицировали микрокапиллярные технологии, научившись с их помощью получать микрокапли, содержащие лишь одну интересующую исследователей молекулу. Новая система может позволить изучение химических реакций между отдельными молекулами.
2009-09-24 21:51:44
Химическая модификация углеродных нанотрубок
Химическая модификация углеродных нанотрубок Исследователи из Италии заявляют, что химический контроль организации углеродных нанотрубок (УНТ) может привести к созданию новых биоматериалов.
2009-09-24 21:50:39
Конденсат Бозе-Эйнштейна впервые получили из атомов кальция
Конденсат Бозе-Эйнштейна впервые получили из атомов кальция Немецкие учёные из Физико-технического университета (Physikalisch-Technische Bundesanstalt – PTB) впервые сумели получить конденсат Бозе-Эйнштейна (Bose–Einstein condensate) из атомов щелочноземельного металла. Оказалось, что у нового для данного элемента состояния – необычные свойства, которые могут найти практическое применение.
2009-09-24 21:49:04
Ферменты и катализатор получения водорода
Ферменты и катализатор получения водорода Совместные исследования химиков из США и Великобритании предлагают идею разработки катализатора переработки водяного газа – важного промышленного процесса получения водорода высокой степени чистоты.
2009-09-23 20:29:13
Биологический подход к системам доставки лекарств
Биологический подход к системам доставки лекарств Исследователи из Кореи разработали новый функционально новый подход для получения полимерных сфер, распознающих раковые опухоли.
2009-09-23 20:28:09
Построен электронный микроскоп нового типа
Построен электронный микроскоп нового типа Специалисты корпорации Hitachi High Technologies и Национальной лаборатории Брукхэвен (Brookhaven National Laboratory – BNL) разработали новый сканирующий микроскоп, который позволяет снимать атомы одновременно на поверхности и в объёме образца.
2009-09-22 23:56:51
Алмазы – лучшие друзья лазерщиков
Алмазы – лучшие друзья лазерщиков Не исключено, что лазеры будущего могут приобрести гламурные черты – все благодаря новой технологии, предлагающей использовать искусственные алмазы для увеличения эффективности лазеров.
2009-09-22 22:28:26
Изучая D-аминокислоты
Изучая D-аминокислоты C момента обнаружения того, что строительными блоками белков являются остатки L-аминокислот, их зеркальные изомеры, D-аминокислоты рассматриваются биологами как вещества, не входящие в основной цикл обмена веществ. Однако результаты новой работы свидетельствуют в пользу того, что ряд D-аминокислот может играть важную роль в биологических процессах.
2009-09-22 22:27:42
Химические причины «оффисной аллергии»
Химические причины «оффисной аллергии» Исследователи из Японии заявляют, что причиной таинственных заболеваний, получивших общее название «офисная аллергия» могут вещества, содержащиеся в атмосфере помещений.
2009-09-21 18:52:29
Ферромагнитный газ. Первое наблюдение
Ферромагнитный газ. Первое наблюдение Исследователи из Массачусетского Технологического Университета (MIT) впервые наблюдали проявление ферромагнетизма для газовой фазы. Ферромагнетизм наблюдался для газа, состоящего из атомов лития, охлажденных до миллиардных частей Кельвина.
2009-09-20 14:03:51
Направленное лечение туберкулеза
Направленное лечение туберкулеза Исследователи из США обнаружили низкомолекулярное соединение, способное к селективной блокировке ключевого для бактерии туберкулеза белка и уничтожению этой бактерии. Открытие может привести к созданию новых высокоселективных препаратов для лечения туберкулеза.
2009-09-20 14:02:00
Ответ бактерии лекарствам звучит так: NO
Ответ бактерии лекарствам звучит так: NO Многие виды бактерий способны к экспрессии ферментов, ответственных за синтез оксида азота (NO) из аргинина, но до настоящего времени физиологическая роль этих бактериальных синтаз была неизвестна.
2009-09-19 16:16:30
Инструмент для нарезки и склейки генов
Инструмент для нарезки и склейки генов Японские биохимики уверены, что инструмент для «нарезки» ДНК, с помощью которого можно производить манипуляции с геном человека, в конечном итоге может найти применение в генной терапии.
2009-09-19 16:13:40
Пестициды - одни из главных виновников развития болезни Паркинсона
Пестициды - одни из главных виновников развития болезни Паркинсона Люди, которые подвергаются воздействию пестицидов, имеют повышенный риск развития болезни Паркинсона.
2009-09-18 13:03:59
Химики придумали высокоплотную память из обычного графита
Химики придумали высокоплотную память из обычного графита В погоне за новыми типами электронной памяти учёные нередко обращаются к экзотическим материалам — углеродным нанотрубкам, графену, полимерам, белкам и так далее. А оказывается, что колоссальный потенциал скрыт в куда более доступном и простом в обработке графите.
2009-09-18 08:54:37
Ученые из Хиросимы создали антисептик, уничтожающий вирусы гриппа на одежде и мебели Уникальное химическое вещество, которое после нанесения на мебель или одежду уничтожает всех попадающих на них микробов и вирусы, создали японские ученые из города Хиросима.
2009-09-18 08:53:56
Сверхтонкие аккумуляторы из бумаги и водорослей
Сверхтонкие аккумуляторы из бумаги и водорослей Исследователи из Швеции сообщают, что могут получить тонкие и гибкие аккумуляторы, используя в качестве материалов водоросли, бумагу и соленую воду. Ключом успеха новой разработки является целлюлоза, получаемая из светло-зеленой водоросли Cladophora, она отличается необычной наноструктурой с высокой площадью поверхности.
2009-09-17 17:45:52
Организм-экстермал раскрывает тайны белкового завода
Организм-экстермал раскрывает тайны белкового завода Изучение всего лишь одной молекулы, производимой организмом, живущим около термических источников, позволило исследователям из Йельского Университета определить строение молекулы, играющей ключевую роль в формировании белкового завода в организме человека.
2009-09-17 17:44:47
Оптоэлектронный нос вынюхивает токсичные газы
Оптоэлектронный нос вынюхивает токсичные газы Кеннет Суслик (Kenneth Suslick) из Университета Иллинойса разработал «искусственный нос» для определения широкого круга токсичных промышленных реагентов. Прибор отличается простотой конструкции, экспрессностью определения и работает по принципу «визуализации запахов».
2009-09-16 22:07:42
B–F и водородные связи
B–F и водородные связи Исследователи из США обнаружили, что фторсодержащие соединения могут участвовать в образовании водородных связей, это открытие может повлиять на работы в области фармацевтической химии.
2009-09-16 22:07:04
Туннельный эффект из глубин электронной оболочки
Туннельный эффект из глубин электронной оболочки Международная группа исследователей, которой руководит Пол Коркум (Paul B. Corkum) из Университета Оттавы заявляет, что туннельный переход электронов может осуществляться с более низкого энергетического уровня, чем предполагалось ранее.
2009-09-15 22:34:00
Не все то нано…, что мало
Не все то нано…, что мало Исследователи из США и Франции настаивают на пересмотре термина «наночастица», они считают, что эта необходимость назрела в связи с необходимостью более точной систематизации этих частиц, а также для дальнейших исследований в области применения этих частиц в различных областях.
2009-09-15 22:32:39
Фотодиод из нанотрубки показал завидную эффективность
Фотодиод из нанотрубки показал завидную эффективность Заменив классический кремний на индивидуальные углеродные нанотрубки, учёные из Корнелла (Cornell University) получили более эффективные элементы для создания солнечных батарей.
2009-09-15 16:23:00
Уже 50 миллионов веществ, и их количество продолжает расти
Уже 50 миллионов веществ, и их количество продолжает расти 7 сентября 2009 года Химическая реферативная служба [Chemical Abstracts Service (CAS)] присвоила пятидесятимиллионный регистрационный номер 1181081-51-5 соединению, представляющему собой анилметилиденовый гетероцикл, обладающий анальгетическими свойствами.
2009-09-14 18:59:37
Полимер: нагрей и почини
Полимер: нагрей и почини В результате совместной работы химиков из США и Великобритании получены полимеры, способные «залечивать» свои повреждения при нагревании. Исследователи заявляют, что дальнейшая работа над полимерами такого типа может привести к созданию новых материалов для аэрокосмической и других видов промышленности.
2009-09-13 18:47:54
Проводимые нанотрубки из оксида титана
Проводимые нанотрубки из оксида титана Карбонизированные нанотрубки из оксида титана с полуметаллическими свойствами увеличивают эффективность топливных ячеек, работающих на метаноле.
2009-09-12 12:02:23
Динамо-машины из жидких кристаллов
Динамо-машины из жидких кристаллов Изучение жидких кристаллов [liquid crystal (LC)] позволило исследователям из США приблизиться к созданию систем преобразования энергии нового поколения.
2009-09-12 12:01:17
Полимерные катенаны для искусственных мышц
Полимерные катенаны для искусственных мышц Исследователи из США получили «молекулярные гирлянды», которые могут натягиваться или ослабляться в результате химического воздействия. Новые полимеры являются шагом вперед к созданию двигателей для наноустройств или разработки искусственных мышц.
2009-09-11 21:34:14
Слайд-шоу для drug-discovery
Слайд-шоу для drug-discovery Исследователи из Великобритании разработали гидрогелевый слайд-подложку для наблюдения за взаимодействием малых молекул с белками. Новая система является модификацией уже существующих и может облегчить разработку новых лекарственных препаратов.
2009-09-11 21:33:42
Гибридный наноматериал распознает резистентные бактерии
Гибридный наноматериал распознает резистентные бактерии Исследователи из Германии разработали гибридный фотоактивируемый материал, который может распознавать, метить и уничтожать бактерии, резистентные к действию антибиотиков.
2009-09-10 21:52:14
1,2-Дигидро-1,2-азаборины взаимодействуют с лизозимами
1,2-Дигидро-1,2-азаборины взаимодействуют с лизозимами Химики и биологи успешно продемонстрировали, что синтетически полученное ароматическое борорганическое соединение может связываться с ферментами. Полученные результаты могут привести к созданию принципиально новых типов лекарственных препаратов.
2009-09-10 21:50:34
Лазером впервые переохладили очень плотный газ
Лазером впервые переохладили очень плотный газ Лазерное охлаждение газов (laser cooling) успешно реализуется учёными всего мира вот уже более тридцати лет. Однако охлаждение в полном соответствии с теорией удалось получить только теперь. Как ни странно, но лазер действительно умеет не только нагревать и резать, но и охлаждать материю.
2009-09-10 21:49:46
Закрепленный катализ с помощью MOF
Закрепленный катализ с помощью MOF Химики из США продемонстрировали, что пористые металлоорганические каркасные структуры [metal-organic frameworks (MOF)] могут проявлять каталитические свойства, могут быть легко выделен из реакционной смеси и повторно использован несколько раз.
2009-09-09 23:02:23
Медьсодержащие металлоциклы распознают нуклеотиды
Медьсодержащие металлоциклы распознают нуклеотиды Ионы металлов играют важную роль во многих биохимических процессах, протекающих в живых организмах, а их координация с определенными биологически важными веществами может служить индуктором биологически важных реакций этих ионов.
2009-09-08 21:47:50
Катализатор в роли корабля в бутылке
Катализатор в роли корабля в бутылке Использование микроканальных реакторов для быстрого и простого органического синтеза давно привлекает внимание исследователей, однако получение микроструйных приборов, содержащих катализатор, нанесенный на поверхность элементов устройства, представляет собой непростую задачу.
2009-09-08 21:46:39
Магнитный монополь показался учёным в спиновом льду
Магнитный монополь показался учёным в спиновом льду Существование неуловимого магнитного монополя было предсказано ещё 80 лет назад. Частица, представляющая собой южный либо северный полюс магнита, но никак не их комбинацию, очень важна для науки. Если её не обнаружат, то все теории, описывающие первые моменты существования Вселенной, не имеют никакого смысла.
2009-09-08 21:45:23
Звук поможет выращивать в космосе идеальные кристаллы
Звук поможет выращивать в космосе идеальные кристаллы На днях на Международной космической станции начались опыты по выращиванию идеальных кристаллов в отсутствие гравитации. Особенность именно этой группы экспериментов в том, что выращиваемый объект будет поддерживаться "на весу" звуком, а значит, останется ультрачистым.
2009-09-08 21:41:47
Механизированные нанокапсулы для доставки лекарств
Механизированные нанокапсулы для доставки лекарств Исследователи из США разработали наноразмерную систему для доставки лекарств, высвобождающую свое содержимое при специфическом значении pH, это свойство может оказаться особенно полезным для контролируемой доставки противораковых препаратов.
2009-09-07 18:56:12
Новый тип химической связи в организмах животных
Новый тип химической связи в организмах животных Четверть века исследований потребовалась биохимикам из США для того, чтобы найти необычную химическую связь, отвечающую за стабильность димеров коллагена IV (collagen IV).
2009-09-07 18:48:56
Рибозим сворачивается для увеличения своей активности
Рибозим сворачивается для увеличения своей активности Спектроскопия комбинационного рассеяния показывает, что при увеличении плотности самоспирализации РНК-катализатор может увеличивать свою реакционную способность за счет изменения кислотно-основных свойств нуклеотидов.
2009-09-06 12:36:07
Реакция Виттига. Теперь фосфорорганика в роли катализатора
Реакция Виттига. Теперь фосфорорганика в роли катализатора Реакция Виттига, открытая в 1954 г., остаётся лучшим современным методом региоспецифического синтеза алкенов со строго определённым положением двойной связи. Реакция заключается во взаимодействии альдегида или кетона с илидами фосфора, приводящая к образованию алкена.
2009-09-06 12:34:29
Эффект Коттона для изучения системы лекарство-ДНК
Эффект Коттона для изучения системы лекарство-ДНК Исследователи из Германии использовали спектроскопию кругового дихроизма для изучения взаимодействий с ДНК непосредственно в живых клетках. Такой подход позволяет избежать введения радиоактивных или флуоресцентных меток при изучении механизма действия потенциального лекарственного препарата.
2009-09-05 19:51:55
Сенсоры для определения NO на основе нанотрубок
Сенсоры для определения NO на основе нанотрубок Новый сенсор на основе углеродных нанотрубок может оказаться перспективным для детектирования оксида азота(II) в биологических системах в режиме реального времени и с хорошим пространственным разрешением.
2009-09-05 19:51:21
Комплекс испускает свет в результате самоорганизации
Комплекс испускает свет в результате самоорганизации Исследователи из Нидерландов получили комплекс, способный к самопроизвольной самоорганизации с элементами несущей поверхности, который сигнализирует о завершении самосборки, излучая красный свет. Новое соединение может оказаться полезным для изготовления сенсоров на важные для процесса обмена веществ анионы.
2009-09-05 19:50:16
Стоит ли оставлять окисление C-H на последний этап синтеза?
Стоит ли оставлять окисление C-H на последний этап синтеза? Исследователи из США разработали новый подход для получения сложных органических молекул. Сохранение реакционноспособной кислородсодержащей группы в молекуле на всем протяжении синтеза позволяло увеличить эффективность каждой стадии синтеза, сократив общее число стадий.
2009-09-05 19:48:42
Почка в микрокапиллярном приборе
Почка в микрокапиллярном приборе Исследователи из Кореи воспроизводят условия, действующие на клетки почек в организме, выращивая клетки почечной ткани в микрокапиллярном устройстве.
2009-09-05 19:47:24
Металлоорганические каркасы для хранения ацетилена
Металлоорганические каркасы для хранения ацетилена Химики из NIST решили проблему хранения и транспортировки ацетилена, получив новый материал, который при низком давлении может поглощать в 100 раз больше газа, чем существующие материалы.
2009-09-04 22:37:45
Спиральная самоорганизация меламина и имида
Спиральная самоорганизация меламина и имида Международная исследовательская группа получила наноразмерные спирали продукты самоорганизации органических соединений, взятых в соотношении 2:1.
2009-09-04 22:36:42
Молекулы – вид вблизи
Молекулы – вид вблизи Швейцарские исследователи разработали похожий на камертон прибор, измеряющий атомные силы, который может отобразить положение каждого атома в молекуле. Исследователям удалось получить более четкую «фотографию» молекулы, чем было возможно ранее.
2009-09-04 22:34:24
Ученые, восстанавливающие зубную эмаль, широко улыбаются
Ученые, восстанавливающие зубную эмаль, широко улыбаются Исследователи из Китая на шаг ближе к созданию системы, позволяющей повторно вырастить зубную эмаль непосредственно в ротовой полости.
2009-09-04 22:33:07
Очистка сточных вод от красителей
Очистка сточных вод от красителей Химики из Китая разработали дешевый и экологически безопасный метод удаления красителей из сточных вод. Выделенные из красители затем могут применяться для окраски пластиков.
2009-09-04 22:31:58
Пластмасса из касторового масла
Пластмасса из касторового масла Исследователи из Германии разработали способ получения полиэфира из возобновляемых сырьевых источников.
2009-09-03 23:55:12
Важные элементы для злаков
Важные элементы для злаков Можно сказать, что работа исследователей из Дании посвящена попытке определить, какое количество железа или цинка мы получаем, завтракая хлопьями на основе злаковых культур. Недостаток железа и цинка является частым нарушением питания, особенно в тех странах, где большинство продуктов питания получают из злаковых культур.
2009-09-03 23:54:34