Вы находитесь здесь: dace.ru / Новости химии / Водород для топливных элементов можно производить во много раз быстрее

Водород для топливных элементов можно производить во много раз быстрее

...И совсем недорого. Благодаря новому типу катализатора, который имитирует фермент, содержащийся в бактериях.

Задача топливных элементов, работающих преимущественно на водороде, заключается в том, чтобы преобразовать химическую энергию в электричество. Иными словами, у молекулы водорода «отбираются» электроны, которые и становятся током.

Вода даёт протоны, энергетическая установка (например, ветрогенератор) — электроны, а катализатор собирает из них молекулы водорода, которые отправляются в контейнер. (Изображение PNNL.)

Однако прежде чем молекулярный водород станет пищей для топливного элемента, его необходимо «собрать» из двух протонов, получаемых в результате электролиза воды, и двух электронов, которые поступают из внешнего источника энергии (в идеале это возобновляемый источник — ветер или солнце).

Для осуществления «сборки» необходим катализатор химической реакции. Им может служить платина — дорогой и дефицитный металл. Учёные не первый год подыскивают ей замену, и один из вариантов подсказала сама природа, рассказывает Моррис Буллок из Тихоокеанской северо-западной национальной лаборатории (США).

Он и его коллеги обратили внимание на гидрогеназу, которая играет роль подобного катализатора в жизнедеятельности микроорганизмов, причём куда эффективнее платины. Поскольку получать гидрогеназу из бактерий невыгодно, исследователи синтезировали её, использовав в качестве основы никель. Базовым металлом может служить и железо: оба и дешевле, и доступнее платины.

Синтетическое вещество гораздо эффективнее ускоряет реакцию по сравнению с его биологическим прототипом (производительность составляет 100 тыс. молекул водорода в секунду против 10 тыс.). Но, увы, оно оказалось непрактичным для реального использования, поскольку процесс с его участием требует слишком много электроэнергии. Г-н Буллок отметил, что у команды имеются некоторые соображения по поводу того, как справиться с проблемой. Однако о каких-либо конкретных действиях он умолчал.

Предварительные результаты работы опубликованы в журнале Science.

Источник: http://science.compulenta.ru